Учитесь и развивайтесь вместе с детьми

Учитесь и развивайтесь вместе с детьми

Где-то с середины 1980-х годов педагогические методы, выработанные многолетним предшествующим опытом, были подвергнуты жесточайшей критике как несоответсвующие веяниям времени и препятствующие самореализации подрастающего поколения.

Вместе с лозунга «Свободу – детям!» появились расплывчатые рассуждения о том, что школа и родители должны сделать так, чтобы детям было интересно. Но речь шла не о способах заинтересовать каким-либо полезным и развивающим занятием, навыками, трудом. Это абстрактное «интересно» призвано было стать постоянным состоянием, оправдывая нежелание ребенка учится или трудится просто потому, что это не вызывает у него интереса. Детей стали все больше развлекать, а не развивать.

Эта тенденция усиливалась с годами, и сегодня, в эпоху телевидения, практически неограниченного по объему и степени воздействия на психику, компьютеров и всяческих новомодных гаджетов, стала лидером воспитательных подходов на значительной территории постсоветского пространства. Любые попытки отдельных родителей прививать своим детям понятия об обязанностях и необходимости их выполнения в ущерб собственным «интересным» занятиям, могут наткнутся на осуждение. Не секрет, что западный цивилизованный мир уже пришел к абсурдному кошмару ювенальной юстиции, когда любое посягательство родителей на детскую вседозволенность жестоко карается. А нам это нужно?

Как только ребенок начинает совершать первые осознанные шаги и действия, все этапы его развития родители должны проходить вместе с ним. Нельзя полностью доверять развитие и воспитание ребенка никому, а тем более телевизору или компьютеру. Сегодня можно встретить множество детей, которые не способны к нормальному обучению, потому что не могут более нескольких минут удерживать внимание на предмете урока или просто разговора. Но если учителя или родителя с той же темой беседы транслировать через экран телевизора да еще с какими-либо визуальными эффектами, ребенок все прекрасно воспринимает.

Чтобы родителям и воспитателям не потребовались такие высокотехнологичные костыли, ребенок должен всегда отдавать предпочтение живому общению в ответ на искреннее желание родителей с ним общаться. А если маме нужно отвлечься на свои дела, то следует заранее позаботиться о содержательном и полезном занятии для ребенка. Нельзя отвлекать его внимание телевизором, который также нужно смотреть вместе с ребенком, обсуждая увиденное. Тщательный отбор и анализ всей видеопродукции для детей должен производится родителями, согласуясь с одним главнейшим вопросом: «Чему научится мой ребенок, посмотрев этот фильм?» Именно этот вопрос должен превалировать при выборе и одобрении любых занятий для ребенка.

Идя с ребенком рядом по жизни, важно стараться делать вместе с ним все то, что ему предлагается как развивающие занятия. Гармонично развивая физические, умственные и творческие способности, родители вместе с ним должны заниматься спортом, учиться и создавать вдохновенные творения. Это не только будет показательным примером для ребенка, но и позволит родителям всегда сохранять прекрасную физическую форму и открывать в себе новые потенциалы для личного развития. Мы учимся всю жизнь, а для детей становимся учителями, хотя часто приходится и у них кое-чему научится.

Беларусь достойно держится твердым бастионом традиционных семейных ценностей и классических воспитательных подходов. Этому способствует и система образования в целом. Детские центры развития в Минске являются прекрасными помощниками и единомышленниками родителей в воспитании здорового и сознательного подрастающего поколения.

10.08.2013