Ребёнок не для сада
Читайте в этой статье:
- Обманчивая беззаботность детства
- Адаптация к детскому саду
- Рекомендации родителям
- Физиологические и психологические причины «несадиковости»
- Если советы не помогли
Обманчивая беззаботность детства
Детство представляется ребёнку вовсе не такой беззаботной и безоблачной порой, как привыкли его воспринимать взрослые люди сквозь свои ежедневные заботы и проблемы. Зачастую ребёнка очень сильно напрягает необходимость выполнять правила, установленные для него родителями. Всё зависит от характера конкретного ребёнка, кто-то больше склонен к смирению, кто-то меньше, но, когда правил и строгих запретов становится слишком много, ребёнок может даже заболеть от эмоционального напряжения.
Начало посещения детского сада является сильным стрессом и большим испытанием для маленького человека. Привычный ему образ жизни и знакомая обстановка заменяется совсем другими. На протяжении целого дня он видит вокруг незнакомые лица, а самое главное – родителей нет рядом. Но детский сад необходим, он учит самостоятельности, коммуникабельности и избавляет от инфантильности. В детском саду ребёнка не балуют, режим и занятия не корректируют под его настроения или привычки, поначалу всё это может ввести ребёнка в состояние стресса. Но, помимо родительской любви и обожания, ребёнку просто необходимо познакомиться с объективной оценкой своих успехов и своего характера, это полезно для личностного роста и формирования адекватной самооценки.
Процесс адаптации к детскому саду у многих детей проходит очень тяжело. У некоторых детей, бывает, он так и не заканчивается. Так называемые «несадовские» или «несадиковые» дети не могут полностью привыкнуть к перемене своего образа жизни в детском саду. Пребывание в нём для них до самого конца остаётся связанным с негативным эмоциями. Детский сад для этих детей никогда не станет вторым домом, куда ходят с удовольствием и ждут встречи с товарищами. Таким детям противопоказано посещение детского сада.
Адаптация к детскому саду
У редких детей процесс адаптации проходит за считанные дни. Чаще всего капризы, нежелание ходить в сад и плохое настроение сохраняются у детей недели и месяцы. От переживаний дети часто болеют, окончательно сводя на нет всё полезное и хорошее, чему могли научиться в детском саду. Родители теряют терпение и начинают размышлять, не является ли их ребёнок несадиковым?
Точнее всего ответить на этот вопрос сможет только специалист – детский психолог, изучив конкретного ребёнка, его характер и обстоятельства его жизни. Однако есть и общие рекомендации, которые могут помочь родителям разобраться со многими вопросами самостоятельно.
Абсолютно несадиковых детей достаточно мало. Обычно это инвалиды или дети с тяжёлыми заболеваниями, которым необходим постоянный медицинский контроль. Этим детям нужен определённый режим, диета и остальные условия, которые не в силах предоставить детский сад. Все остальные дети, независимо от темперамента и избалованности – «садиковые». Слабым или нервным, агрессивным, злым или слишком чувствительным – всем эти детям можно посещать детский сад. Отклонения от нормального поведения и реакций, наоборот, требуют терапии общением и присмотра воспитателей.
Тот факт, что дети, посещающие детский сад, гораздо чаще, чем домашние малыши, болеют, объясняется двумя факторами. Во-первых, это стресс, адаптация и привыкание к новым условиям в течение первых двух-трёх месяцев посещения детского сада ослабляют иммунную систему маленького человека. Во-вторых, в любой группе людей заболевания всегда распространяются быстрее и легче, чем среди разрозненных индивидуумов. Каждый человек является носителем микробов, к которым он невосприимчив, но зато может оказаться восприимчив находящийся рядом человек.
Что касается первой причины частых болезней ребёнка, посещающего детский сад, то одним из распространённых психологических методов защиты как раз и является бегство в болезнь. Разумеется, ребёнок простуживается не специально, чтобы расчётливо остаться дома. Он стремится к этому подсознательно. От этого может помочь, во-первых, постоянное закаливание ребёнка, а во-вторых, ласковое и терпеливое общение с ребёнком, которое поможет ему стравляться со стрессом.
Рекомендации родителям
Вы должны убедиться, что данный детский сад подходит Вашему ребёнку. Проанализируйте всё, что сможете: качество работы воспитателей, количество детей в группе, отношения Вашего ребёнка с детьми и воспитателями, методы и способы наказания и поощрения детей, атмосферу занятий с детьми. Подыщите детский сад с воспитателями, чьи взгляды на преподавание и воспитание детей не будут кардинально отличаться от Ваших взглядов. Иначе страдать в первую очередь будет Ваш ребёнок, пытаясь подстроиться одновременно под оба стиля воспитания.
Обратите внимание, как ведут в себя в конкретном садике другие дети. В детском саду дети не должны пугливо жаться по углам и выполнять какие-то действия только по распоряжению воспитателя, но и не должны быть предоставлены самим себе, бегая и буяня в своё удовольствие. Если увиденная картина Вас раздосадует, рассмотрите варианты смены детского сада. Однако учтите, что менять детский сад можно раз или два. Постоянные смены детского дошкольного учреждения и постоянно начинающееся с начала привыкание не пойдёт на пользу малышу.
Помните, что даже идеальный детский сад не заменит малышу дом и семью. Поэтому не переставайте уделять много времени Вашему ребёнку и общаться с ним. Даже долгое общение с друзьями и воспитателями в детском садике не заменит ребёнку общения с родителями и членами семьи.
Не расстраивайтесь, если ребёнок сильно переживает расставание с Вами утром. Большая часть детей быстро отвлекаются на игры, и от слёз не остаётся даже следа. А вот заметив, что его слёзы начинают заставлять родителей сомневаться в целесообразности посещения детского сада, малыш может прибегать к ним ради манипуляции и давления. В первое время передоверьте обязанность отводить в сад ребёнка папе, так как мужчины обычно менее восприимчивы к детским слезам.
Физиологические и психологические причины «несадиковости»
Несадовский ребёнок обычно не играет с другими детьми, он тихо и грустно бродит по территории сада, не зная чем себя занять, плачет и ждёт родителей. Некоторые психологи считают, что боязнь оставаться одному среди незнакомых людей унаследована от родителей. Такие дети даже дома стараются не отходить от мамы ни на шаг. Также повышенная тревожность может проявляться в результате лёгких органических нарушений мозга, полученных во время процесса рождения.
Дети, обладающими аутичными чертами, тоже являются несадиковыми. Они способны долгое время играть в одиночку, не обращая никакого внимания на внешний мир. Но при перемене знакомой обстановки подобный ребёнок впадает в настоящую панику. Такому малышу необходимо постоянное присутствие матери неподалёку.
Что касается психологических особенностей несадовых детей, то иногда именно ошибки и неправильное поведение родителей заставляют детей демонстрировать неприятие детского сада. Ребёнок обязательно заметит, если его мама будет каждый раз хмура и сосредоточена, если она не разговаривает с воспитателем так, как делает это с другими тётями, к которым приходит в гости, не здоровается и не дарит подарков к праздникам. Также дети отлично чувствуют нервозность родителей и их моральную неготовность отпустить ребёнка в детский сад. Все подобные страхи взрослых отражаются на ребёнке.
Поэтому будьте приветливы и разговорчивы с воспитателем, помогайте ребёнку делать подарки к праздникам и сами относитесь к детскому саду как к чему-то хорошему.
Бывает и так, что ярлык несадовских дети получают по вине непрофессиональных воспитателей. Особенно часто жертвами непрофессионализма и неготовности находить подход к ребёнку являются активные дети. Они плохо слушаются, нарушают всевозможные правила, а в коллективах детей обычно занимают лидерские места. Именно на таких детей чаще всего жалуются воспитатели. Иногда в результате длительных и постоянных жалоб родители решают, что их ребёнок не создан для детского сада. В данной ситуации рекомендуется, во-первых, пообщаться с ребёнком, чтобы выяснить его взгляд на ситуацию, во-вторых, по возможности посетить занятия воспитателей с детьми и переговорить с психологом. В крайнем случае старайтесь поменять воспитателя или детский сад: возможно, Вы найдёте более талантливого педагога.
Если советы не помогли
Даже если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду и испытывает там исключительно негативные эмоции, не торопитесь вешать на него ярлык несадикового. Возможно, условия садика не подходят индивидуальным запросам ребёнка. Как именно решить конкретную проблему, лучше всего проконсультироваться со специалистом. Если же никакие советы ребёнку не могут помочь адаптироваться к детскому саду, то надо постараться в домашнем воспитании дать малышу всё то хорошее, что он естественным образом получил бы в детскому саду. Разумеется, для достижения данной цели родителям придётся пожертвовать своими карьерными интересами.
Как и у всего в нашей жизни у детского сада есть свои плюсы и свои минусы. Какие-то проблемы он позволяет решить легко и практически незаметно, но взамен добавляет других трудностей.
06.02.2013