Музыка, танец и социальное неравенство
Балет – весьма специфическая форма искусства. Достаточно вспомнить то, что в распоряжении балетмейстера нет ни спецэффектов, ни возможности корректировать готовый продукт, присущей музыке. Здесь всё и всегда – плод высочайшего напряжения танцоров, импровизации и творчества. Именно поэтому возможность сохранить на видео выдающиеся достижения хореографии – это чрезвычайно удачный плод технологического прогресса.
В 1941 году известный советский композитор Арам Хачатурян и автор либретто Николай Волков задумали постановку балета по сюжету романа Р. Джованьйоли «Спартак» (http://www.ivi.ru/watch/53392). В то тяжкое время композитор видел необходимость такой постановки, так как она должна была продемонстрировать зрителю историю бескомпромиссной борьбы за свободу на заре современной цивилизации. Реально закончить музыку и либретто и осуществить первую постановку удалось лишь в 1956 году.
Версия спектакля для телевидения была создана в 1977 году на основе альтернативной постановки, которую осуществил один из корифеев советского балета – Ю. Григорович. Эта постановка заслужила особое отношение зрителей благодаря отличному подбору мужской части труппы и нетривиальному, полному психологизма, взгляду на развитие сюжета.
Как уже было сказано, именно правильный подбор танцоров на главные мужские партии определяет успешность постановки. «Спартак» смотреть онлайн в данном конкретном случае значит стать ближе к неувядающей классике. Выбор пары противостоящих на сцене характеров был сделан Григоровичем идеально: главного героя танцует Владимир Васильев, а главного антагониста Красса – Марис Лиепа. Два мастера танца создают две партии, совершенно различные по эмоциональной тональности, но равные по мастерству игры.
Ещё одним удачным примером того, как идеологические установки привели к созданию хорошего фильма, может быть эпическое кинополотно «Тени исчезают в полдень» (http://www.ivi.ru/watch/teni_ischezayut_v_polden). Это десятисерийное произведение появилось на свет в рамках проекта по экранизации работ русских писателей (в основном, сибиряков), посвятивших свое творчество описанию грандиозных трансформаций глубинной России в ХХ веке. В начале 70–х годов эти экранизации рассматривались не только с точки зрения создания популярного телепродукта, но и как элемент конструирования официальной истории прошлого страны в сознании тех, для кого довоенные и первые послевоенные годы были в лучшем случае смутными воспоминаниями детства.
Именно с этой точки зрения следует рассматривать работу режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Огромная повесть о жизни наследников богатых семей Константина Жукова и Серафимы Клычковой и их потомков – это выполненное по лекалам едва ли не Бальзака и Диккенса полотно, центральной нитью которого проходит мысль о способности нового уклада жизни развиваться и идти в будущее, несмотря на чаянья и тайные надежды главных героев.
Отдельной строкой упоминания заслуживает песня «Гляжу в озёра синие»: эта мелодия стала не только хитом союзной эстрады в 1973 году, но и послужила своеобразным звуковым символом целой вехи в развитии советского кинематографа.
Современные технологии помогают любому зрителю присоединиться к волшебному миру высокого искусства, предоставляя возможность «Спартак» смотреть онлайн. Это шанс оценить по достоинству великолепную музыку и непревзойденное мастерство танцоров.
19.12.2013