Виды детских садов
Читайте в этой статье:
- Детские сады по типу собственности и направлений деятельности
- Система дидактических игр Фридриха Фребеля
- Педагогическая система М. Монтессори
- Вальдорфский детский сад
- Традиционный детский сад
- Комплексные программы дошкольного воспитания
- Парциальные программы дошкольного воспитания
Детские сады по типу собственности и направлений деятельности
Классификация детских садов достаточно сложна и обширна, и неподготовленному человеку с наскока бывает нелегко в ней разобраться.
По типу собственности детские сады делятся на государственные, или муниципальные (контролируются государством), ведомственные (созданные определенной организацией для детей своих сотрудников, контроль осуществляет эта же организация), частные, или коммерческие (чтобы называться садом, частное учреждение должно получить лицензию, аккредитацию, воспитатели должны пройти аттестацию, программы – иметь сертификацию. Всё это довольно сложно получить и оформить, поэтому частенько такие сады носят официальное название центра детского развития), детские сады семейного типа, или домашние – один из видов частных детских садов.
Что касается направлений деятельности детских садов, то классификация будет иметь следующий вид:
1) Детский сад общей направленности. Принимает большинство детей;
2) Детский сад с уклоном изучения того или иного предмета (больше часов отведено иностранному языку, физкультуре, пению, рисованию и т.п.). В детском саду такого типа могут числиться дополнительные преподаватели. Сад принимает большинство детей;
3) Оздоровительный детский сад (детский сад оздоровления и присмотра). Ориентирован на часто болеющих детей без тяжелых заболеваний. Отличается регулярными и частыми оздоровительными процедурами (гимнастика, массаж, лечебная физкультура, фитотерапия и пр.);
4) Детский сад компенсирующего вида. Ориентирован на детей с серьезными проблемами со здоровьем. Нарушения речи, зрения, умственного развития, болезни опорно-двигательной системы и множество других – у каждого подобного сада существует узкая специализация. Кроме воспитателей в таком детском саду работают мед.работники и коррекционные педагоги, чьей задачей является не только развитие и воспитание ребенка, но и улучшение его здоровья.
5) Детский сад комбинированного типа. Отличается тем, что разные группы ориентированы на разные виды деятельности: группы здоровых детишек, углубленно изучающих какой-либо предмет, могут соседствовать с группами детей, страдающих каким-либо заболеванием. Государство поддерживает и одобряет детские сады подобной направленности: считается, что таким образом дети с детства учатся уважительно относиться к инвалидам или больным людям, а те, в свою очередь, лучше и быстрее развиваются в среде здоровых детей.
Система дидактических игр Фридриха Фребеля
Также очень важным является программа, педагогическая теория, по которой построены занятия в каждом конкретном детском саду. Программы могут отличаться не только в частных садах, предоставляющих наибольший выбор, но и в государственных.
Первая образовательная теория, о которой необходимо рассказать, - это система дидактических игр Фридриха Фребеля. Ф. Фребель создал первую в мире систему дошкольного воспитания, он же является создателем детских садов как таковых и названия этого понятия. Сад – потому что дети уподобляются цветам, за которыми необходим специальный уход.
Фребель первым оценил всю важность игры для маленького ребенка. Он уделил внимание разработке игр и собственно игрушек, отдавая предпочтение более простым и примитивным игрушкам (кубики, глина, мячи, кусочки дерева и пр.) – в целях тренировки творчества и фантазии у ребенка. Каждая игра должна, по мысли автора педагогической теории, сопровождаться песенкой или стишком (иногда в них диктовались правила поведения). Взрослый воспитатель непременно должен принимать участие в играх детей (руководство и поддержание игры).
Фребель первым разработал последователь развивающих игр для ребенка и указал, какой навык они тренируют, таким образом, он следил за гармоничностью и целостностью развития ребенка. Взрослый воспитатель брал игрушку, пел песенку и показывал, как с ней можно играть, а окружающие дети повторяли его действия.
Минус данной системы: в результате слишком четкой и хорошо прописанной автором схемы игр и их последовательности игры становятся слишком формальными. Многие педагоги просто демонстрируют детям действия с игрушкой, не проявляя при этом собственного нестандартного подхода к игре и не обучая этому детей, – а без такого важного фактора будет искажена теория Ф. Фребеля. Дети смотрят и слушают песни воспитателя, при этом выступая только пассивными наблюдателями. Чтобы данный метод работал так, как задумал его автор, воспитатель должен проявить немалую фантазию. Также нарекания вызывали песенки воспитателя, точнее их содержание, которое часто являлось излишне морализаторским.
В настоящее время число чисто «фребелевских» садиков очень мало, хотя на фундаменте его теории работают все детские сады. Иногда его теорию, адаптировав к современности, интегрируют в одну из одобренных Департаментом образования общепринятых программ.
Педагогическая система М. Монтессори
Педагогическая система, разработанная Марией Монтессори (1870—1952), исходит из постулата о том, что самым правильным является не учить ребенка, а лишь помогать раскрыться его индивидуальности, создав для этого раскрытия наилучшие условия. Воспитатель старается не навязывать своих правил или даже плана работы и занятий для детей, а лишь подталкивать их, оставляя последнее слово за ребенком.
В данных детских садах часто в одной группе работают с материалом (каждый с тем, который малыш самостоятельно выберет) дети разных возрастов. Младшие учатся у старших. Педагог может лишь помочь с затруднениями, но он не организовывает занятий, не торопит и не подталкивает детей заниматься, скажем, лепкой, когда ребенок хочет рисовать, или наоборот. Воспитатель даже не держит дисциплины и не одергивает детей, но феномен садов Монтессори таков, что на подобных занятиях дети самостоятельно поддерживают тишину, сосредоточившись на работе с материалом или играх.
Индивидуальность, самостоятельность ребенка и ненавязчивость педагога – основные черты этой педагогической системы.
Надо отметить, что педагоги являются не просто наблюдателями. К преподаванию по этой методике специально готовятся. Потребуется так же помощь родителей и соответствующие занятия дома, с родителями. Так же воспитатели будут часто устраивать тренинги для родителей, в ходе которых подробно расскажут, как им следует вести себя дома с ребенком, чтобы помочь полнее раскрыть личность маленького человека.
Минусы воспитания по данной педагогической системе: дети недостаточно взаимодействуют друг с другом и медленно учатся общаться и помогать друг другу, у них развивается индивидуализм. Также минусом является тот факт, что после детского сада детям придется погрузиться совсем в другую среду (школа), которая может показаться им особенно агрессивной после подстроенной под них среды детского сада Монтессори.
Вальдорфский детский сад
Основой данной педагогической теории является антропософия Рудольфа Штайнера (1861—1925).
Основные ее постулаты сводятся к следующему:
1) Запрет на раннюю интеллектуализацию, обусловленный тем, что личность и мыслительные способности маленького человека еще не настолько сформировались, чтобы погружаться в мир абстрактных конструкций и свободно манипулировать ими без вреда для собственного я. Отсюда проистекает запрет на СМИ, в частности, на просмотр телепрограмм, чтобы избежать излишний негативных воздействий на психику ребенка. Малыша необходимо как можно дольше оставлять в его сказочном прекрасном мире фантазий. Тем более губительно слишком раннее развитие мыслительных процессов, ведь с их помощью ребенок будет не раскрывать свои положительные стороны, а искать способы оправдать себя, свалить вину на другого, критиковать товарища и пр.
2) Запрет на оценочность. Оценка, выносимая взрослым, подталкивает детей к состязательности, к зависти, к стремлению выделиться и быть лучшим любым способом. А эти желания мешают раскрываться изначально заложенным природой положительным чертам характера малыша. Воспитатели относятся ровно, уважительно и с любовью ко всем детям, независимо от их успехов или неудач.
3) Запрет на запреты. Конечно, даже вальдорфская педагогика признает некоторые запреты, в случаях, когда действия ребенка нанесут вред ему, окружающим или вещам (нельзя портить и ломать вещи, делать что-либо, что может повредить собственному здоровью, или предпринимать действия, которые чем-либо помешают другим людям). Но в остальном ничего запрещать ребенку нельзя.
4) Подражание воспитателям. Педагог обучает ребенка прежде всего собственным примером. Отсюда проистекают особенно строгие требования к воспитателям, их внешнему виду, поведению, речи и образу жизни.
Режим в подобном детском саду включает в себя чередование фаз самовыражения детей и усвоения ими новых знаний о мире (занятия с материалами, помощь в приготовлении пищи, слушание сказки). Очень много внимания уделяется приучению детей к домашнему хозяйству, рукоделию, работе с деревом. Помимо этого большое внимание уделено изучению огромному числу праздников (в том числе христианских). Танец, пение (под аккомпанемент других детишек на простеньких инструментах, магнитофоны не одобряются), ритмика, рисование, постановка представлений также изучаются детьми.
Группы в вальдорфских детских садах смешанные, разновозрастные. Дух соревновательности отсутствует, старшие опекают младших. Игрушки, как правило, не магазинные, а созданные своими руками из природных материалов.
В настоящее время существует около 50 подобных детских садов. Они не смогут получить массового распространения, во-первых, по причине высоких требований к педагогическому составу, а во-вторых, из-за современной ориентированности общества на усвоение знаний и подготовку дошкольников к поступлению в школы (в вальдорфской же педагогике наблюдается, как уже было сказано, противоположная тенденция запрета ранней интеллектуализации. Существуют даже вальдорфские школы, но дети там начинают читать лишь в 3 классе). Также многих родителей отпугивает пренебрежение современными реалиями, как-то: магнитофоны, игрушки из магазинов, телевизор и оторванность подобных садов от настоящей действительности. Хорошо это или плохо – вопрос неоднозначный, скорее, в данном подходе есть как свои плюсы, так и минусы.
Воспитанники вальдорфских детских садов обычно менее конфликтны и агрессивны, они доброжелательны и умеют слышать другого человека, более милосердны и альтруистичны. Однако им однажды придется столкнуться с современной жестокой реальностью, уже в школе, скорее всего, этим детям придется привыкать к совсем другой системе преподавания и в какой-то степени попрощаться с волшебным миром гномов и фей.
Традиционный детский сад
Это старая советская программа, по которой долгое время обучались все дошкольники СССР и которая является одной из самых популярных и по сей день.
Воспитатель в этой педагогической теории играет роль посредника между культурой и маленьким ребенком, он призван передать ребенку знания человечества, что предопределяет его активную роль. При этом используется принцип от простого к сложному с последующим повторением уже пройденного материала. Очень большую роль играет внимание к возрастным особенностям детей, поэтому группы обязательно делятся по возрасту.
Жизнь детей подчиняется строгой программе-расписанию с указаниями буквально до минут, когда и чем следует заниматься. С одной стороны, это облегчает работу воспитателя, с другой – исключает инициативу воспитателя, в которой он мог бы проявить творческий или индивидуальный подход к детям.
Отсутствие творческого подхода к воспитанию и игнорирование индивидуальности является главным минусом этой педагогической системы. Плюс – большой объем знаний и умений, усваиваемый ребенком. Также в советском детском саду слишком много времени занимались подготовкой к школе и усвоению конкретных знаний о мире и слишком мало – раскрытию личностных способностей через игры.
Комплексные программы дошкольного воспитания
В 90-ые годы XX века начинает появляться большое количество программ воспитания дошкольников, учитывающих недостатки традиционной советской педагогической системы. Комплексные программы охватывают все области жизни ребенка, парциальные же развивают какую-либо одну сферу.
Первой комплексной программой стала программа «Радуга». Её разработали сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т. Н. Дороновой. Данная программа корректирует традиционную в отношении полноценного психического развития детей, в основном же базируется на наработках традиционной программы. Программа названа «Радугой», поскольку важнейшим видам деятельности детей присвоен свой цвет. Так, физ. подготовка – красный, игра – оранжевый, желтый – рисование и творчество, зеленый – конструирование, голубой – музыка и пластика, синий – развитие речи, фиолетовый – математика. Упор делается на полноценное проживание дошкольного периода, а не только усвоение новых знаний. Программа популярна и по сей день. Регулярно в журнале «Дошкольное воспитание» публикуются новые методические материалы и разработки для педагогов, работающих по этой системе.
Программа «Развитие» была разработана в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко. Программа, рассчитанная на детей с 3 до 7 лет, сосредоточена не на изучении навыков и умений, а на развитии способностей каждого ребенка – через разнообразные способны действия с материалом. Изучаются внешние свойства предметов, художественная литература, изобразительная деятельность, развивается речь, математические представления, проводится подготовка к обучению грамоте. Большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм группой по 8-10 детей с воспитателем. Программа «Развитие» направлена в основном на развивающее обучение. Эмоционально-личностные отношения детей развиваются через общую деятельность в процессе занятий. Существует также вариант этой программы для детей, одаренных в плане общих способностей, - «Одаренный ребенок». Она отличается более высоким уровнем сложности, но в целом по методическим принципам аналогична программе «Развитие».
Программа «Золотой ключик» разработана под руководством Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой и призвана осуществить интеллектуальное развитие детей через эмоции. Воспитатель должен максимально наполнить жизнь детей радостными событиями, которые пробудят детей узнавать и учиться новому. Задача педагога: организовывать и «проживать» эмоциональные события вместе с детьми. Родители активно участвуют в жизни детского сада, работающего по программе «Золотой ключик», жизнь детей в нем организована по типу большой семьи (нет разбивки на группы по возрасту, детский сад посещают дети от 3 до 10 лет). Эта программа должна закладывать основы гуманитарного образования. Основа организации занятий: сезонные циклы и связанные с ними мероприятия (путешествия в какую-либо страну с изучением ее быта, культурных особенностей, истории и т.п.).
Программа «Детский сад — дом радости» разработана Н. А. Крыловой и В. Т. Ивановой и издана в 1992 году в Перми. Целью программы является созданием нового типа детского учебного учреждения – дома радости. Дети обучаются через индивидуальные занятия с ними педагога. Воспитателям предлагают планы-сценарии на каждый день для работы с детьми. Считается, что детей нельзя обучить чему-то, они могут лишь научиться сами. Воспитание не сосредотачивается исключительно на индивидуальных занятиях, отведено место и коллективным формам работы с детьми.
Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Государственного педагогического университета им. Герцена в Санкт-Петербурге. Главный постулат данной программы – это введение ребенка в мир людей и природы и приобщение его к общечеловеческим, гуманистическим ценностям. Фундаментом программы стала традиционная российская программа. Особые разделы посвящены гуманному отношению к другим людям и здоровому образу жизни. Авторы программы призывают воспитателя творчески подходить к планированию занятий, самостоятельно выбирая из предложенного перечня занятия для самостоятельной проработки детьми и коллективной. Главным является развитием активности детей и приобщение их к здоровому образу жизни.
Программа «Истоки» разработана научным коллективом центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Программа напоминает традиционную систему преподавания в детских садах, разве что в меньшей степени стандартизированную и регламентированную. В ней нет обязательных установок к занятиям, как в традиционной системе дошкольного образования, большой простор оставлен для творческой работы воспитателей.
Программа «Содружество» разработана коллективом дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета США. Программа сосредоточена на обучении делать правильный выбор, меняться и учиться самостоятельно в условиях современного быстро меняющегося мира. Педагог организует центры активности детей, посвященных той или иной теме (например, литература или искусство). Дети занимаются тем, что им интересно, сами выбирая для себя центры активности, воспитатель лишь поддерживает их интерес. Воспитатели активно взаимодействуют с семьей ребенка, вовлекая родителей в семинары в детском саду и сами посещая два раза в год семьи своих подопечных. Очень большое внимание программа уделяет социальному и эмоциональному развитию ребенка.
Парциальные программы дошкольного воспитания
Система «Росинка» - это набор программ, каждая из которых посвящена отдельному аспекту воспитания. Детские учреждения выбирают сами, использовать ли им все программы или интегрировать их с другими парциальными методиками. Подобный подход пользуется большой популярностью в детских садах. Название «Росинка» - это аббревиатура слов развитый, образованный, самостоятельный, инициативный, неповторимый, культурный, активно творческий. Именно таким и должен стать ребенок после воспитания по данной программе, по мнению авторов методики. И в то же время в каждой подпрограмме эта аббревиатура расшифровывается еще раз уже по-другому. Автор у каждой подпрограммы свой.
Программа ТРИЗ «Умка». ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера. Главная задача ТРИЗ – растить будущих изобретателей, развивать творческие способности личности, научить детей самим решать противоречивые вопросы. ТРИЗ не заменяет образовательную программу, а только увеличивает ее эффективность. Главное – обращать внимание детей на противоречия и приучить их самих искать ответы на вопросы. Воспитатель не будет сразу отвечать на вопрос ребенка, а постарается подвести его к ответу незаметно, чтобы малыш сам нашел ответ. А если дети не задают вопросов, то воспитатель постарается их подвести к осознанию противоречия. Целая система сказочных и игровых задач призвана научить детей находить нестандартный выход из противоречивых ситуаций, учиться менять вид или форму объекта, если это возможно, либо прибегать к еще какой-нибудь хитрости. Детей учат придумывать что-то свое, новое, находя тем самым нестандартный выход из ситуации. Детей учат также генерировать идеи методом мозгового штурма и сочинять собственные забавные сказки, формируя творческую личность и снимая барьеры перед новым и неизвестным.
Патриотам и ценителям русской народной культуры, желающим с детства познакомить детей с историей и легендами русского народа, рекомендована программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторства О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой. Детей будут знакомить с русским фольклором, национальным колоритом, предметами быта и обстановки, прикладным искусством и пр. Занятия проводятся раз в неделю в специальной избе, заполненной предметами славянского быта. Роль гостеприимной хозяйки играет переодетая воспитательница.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, ее фундаментом является традиционная программа воспитания дошкольников. Данная программа уделяет много внимания поведению в экстремальных ситуациях, знанию правил дорожного поведения и правил поведения на улице, дома, в разных обстоятельствах, изучению основ первой помощи, знаний о собственном здоровье. Главные разделы программы: «Ребенок и другие люди» (правила поведения с чужими людьми), «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка» (борьба с детскими страхами), «Ребенок на улицах города».
Программа «Дружные ребята», составленная под руководством Р. С. Буре, призвана научить детей положительному общению друг с другом. Детей учат слушать и слышать другого, уметь сопереживать ему и приходить на помощь. Анализируются ситуации, вызывающие эмоциональный дискомфорт ребенка, авторы методики предлагают приемы, разрешающие проблемные ситуации. Дети учатся ориентироваться в социальной среде и сотрудничать с ровесниками.
Также умению общаться, находить выход из конфликта и быть уверенным в себе научит программа «Я – Ты – Мы», разработанная О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной. Детей научат распознавать и анализировать разнообразные эмоции людей, понимать и любить себя и находить мирный путь решения любого конфликта. Большое внимание уделяется работе с родителями.
Как видим, разнообразие современных программ велико. Родителям необходимо подумать, что именно они хотят для ребенка, сузить круг поиска или выбирать из имеющихся в районе детских садов, учитывая в том числе и особенности принятой в конкретном садике программы.
06.02.2013