Как научить ребенка ползать?
В развитии навыка владения своим телом очень у многих ребятишек в наше время, по мнению педиатров, «вылетает» важный этап – период ползания. Зачастую, происходит это по двум причинам: либо в доме, где живет малыш, элементарно нет много места, чтобы научить ребенка ползать, либо это одна из многих индивидуальных особенностей развития.
Почему-то первая картинка, которая приходит на ум на тему детского ползания – это путь эволюции человека. Помните, как это любили изображать иллюстраторы школьных учебников по биологии? От ползающих существ до человека прямоходящего. Своеобразную параллель можно провести, рассматривая этапы развития способности ребенка владеть своим телом в грудничковом возрасте.
Судите сами: не все же время крошке лежать спеленатым, почти беспомощным существом, способным лишь спать да есть! Сперва мамы и папы обнаруживают, что их 5-6-тимесячный карапуз может довольно сносно переворачиваться с бочка на бочок. Проходит всего пара недель – и бац! Чадо уже ползает с такой скоростью, что попробуй за ним угонись!
А если малыш лентяйничает? Значит, родителям смириться с тем, что он не хочет учиться ползать? Конечно же, нет. Нужно браться за дело, показывать, как нужно ползать, и стимулировать малыша в изучении этой нелегкой науки.
Чем можно помочь научиться ползать?
1) Выпускайте ребенка на простор поразмяться, в буквальном смысле слова. Не оставляйте целыми днями в манеже или кроватке, а устаривайте «прогулки» по полу жилища.
2) Станьте на четвереньки рядом с ребенком. Можно постелить теплое покрывало, если беспокоитесь, чтобы не случилось простуды. Таким образом малыш почувствует вашу близость. Узнает, что вам не безразлично, каким вопросом он занят, что вы действительно стремитесь научить его новым движениям, а не «что-то там» от него требуете невозможное. Еще можно с той же целью пригласить в гости старшего ребенка, чтобы он показывал вашей будущей «гусеничке», как нужно ползать.
3) Любимые игрушки (или, даже лучше, новые, которые малыш раньше не видел!) кладите от него в некотором отдалении. Обязательно обратите внимание ребенка на предмет, покажите, как можно с ним играть. А через время попросите ребенка приползти к игрушке самостоятельно. Ни в коем случае не поддавайтесь на «уговоры» дать игрушку в руки!
4) Упражняйтесь с мячиком. Можно просто катать его перед малышом, а можно попробовать толкать мяч к малышу, чтобы он пытался его отбивать вам.
5) В комплекс ежедневных гимнастических занятий можно добавить такое упражнение. Выложить малыша на животик на твердой ровной поверхности. Приставить к ступням ладонь и слегка надавить. Ребенок должен попытаться оттолкнуть руку и разогнуть ножки в коленках. Так он продвинется на некоторое расстояние вперед и вскоре сообразит, что можно ползти, помогая себе еще и руками.
6) Подложите под живот ребенка валик из скрученного полотенца или небольшую подушечку. Малышу нужно понять состояние, когда пола каются только ручки и ножки, а живот – не притрагивается.
7) На время «уроков» надевайте ребенку одежду, которая не сковывает каждое движение. Если в доме не холодно, носочки не надевайте – они только скользят, и малышу сложнее упираться пальчиками ножек.
Зачем ребенку ползать?
Примерно до возраста полугода дети очень сильно зависят от того, как быстро взрослые смогут донести или довести их за ручку в то место, куда им срочно хочется. Или подать то, что очень хочется потрогать. Вот, и приходится им самим выкручиваться! Какие же выгоды, в результате, получает ребенок, умеющий ползать?
1. Развиваются мышцы. Поверить в это легко. Вы просто сами попробуйте ползать по дому из комнаты в комнату хотя бы несколько минут подряд. Что? Тяжеловато, вероятно?
2. Головной мозг еще больше включается в работу. Ведь, ползая, ребенку нужно решать два ключевых вопроса – куда и как проползти к выбранной заветной цели. При этом у каждого малыша вырабатывается свой индивидуальный стиль ползания, и не обязательно по-пластунски! И вам не нужно ругать его, если видите, что у малыша лучше получается, например, ползти, не отрывая попу от пола или двигая сперва правыми конечностями, а потом левыми. Это, можно сказать, личный выбор каждого ребенка.
3. Совершенствуется макромоторика и микромотрика. Координация движений у малыша становится с каждым днем увереннее. Он начинает понимать, что можно ползать разными способами. Все навыки пригодятся ему при освоении хождения на ножках.
4. Перекрестное ползание (когда малыш одновременно двигает левой рукой и правой ногой, а потом правой рукой и левой ногой) способствует укреплению связей между полушариями головного мозга.
5. Развивается ощущение собственного тела. Во время ползания ребенок соприкасается руками, ногами и туловищем с разными поверхностями и предметами. И так получает знание устройства тела.
6. Расширяется зрительное пространство. Как ни посмотри, а виды с высоты положения на руках взрослого (или из-за решетки манежа) и с пола очень сильно отличаются!
Чего нужно остерегаться?
В период, когда родители хотят научить ребенка ползать, следует обратить особое внимание на правила безопасности. Нужно учесть, что:
Нельзя учить ползанию на возвышенных поверхностях. Маленькому ребенку еще невдомек, что высота представляет собой опасность, что очень больно падать, например, вниз головой с дивана или пеленального столика.
В доме нужно «прошерстить» абсолютно «все и вся» – с целью обезопасить путь следования малыша. Ребенок захочет исследовать каждый предмет, который попадется под руку. Скажем, попробовать на зуб крошки с пола. Или заглянуть в шухляды стола и комода, где лежат ножницы или канцелярский нож. Или потянуть скатерть, свисающую со стола. Если на столе есть посуда или вазоны с комнатными растениями, может все опрокинуться ребенку на голову. Многие родители на этот период выходят из ситуации, крепко залепив несколькими слоями липкой ленты все, что может быть открыто или оторвано.
26.02.2013